Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Легенда о коловрате

Злобные захватчики

Скажите, вас возмущает обилие «клюквы» в голливудских фильмах, где упоминается Россия и россияне? Бесит искажение фактов и нелепые образы русских/советских людей? Тогда вы прекрасно поймёте, что почувствует житель Монголии, познакомившись с «Легендой о Коловрате». Даже обидно за них. Хан Батый (истинный внук Чингизхана, на секундочку) выглядит и ведёт себя, как китайская принцесса. Для справки: в монгольской армии ещё со времён Тамерлана царила жесточайшая дисциплина. И за ношение трофейного шмотья в походе можно запросто укоротиться на голову. Одежда воина – латы из бычьей кожи и кольчуга, еда – мясо и кобылье молоко. И хан был первым, кто подавал пример народу воинов. А если бы это было не так, то монголы растворились бы в завоёванных ими китайских провинциях задолго до нашествия на Русь. Женственный и капризный Батый просто смешон. А его финальное «Я бы такого воина держал возле самого сердца» звучит даже несколько двусмысленно.

Но не это главное

Внимание, историки: монголо-татары в картине Файзиева не сражаются верхом. Вообще

Максимум – прискакивают к месту боя и спешиваются. Ни одного верхового лучника в войске Батыя, ни одного кадра с человеком, выпускающим стрелу, сидя в седле! Это в великой армии всадников, которая была лучшей на планете именно благодаря подвижным конным стрелкам! А у файзиевских монголов конницы самый минимум – орда выстраивается в каре и наступает ровными рядами, на зависть римским легионам. Орда! Лица монголов выкрашены в синие и золотые цвета, а на голове у Хостоврула – настоящий римский шлем времён заката третьей Республики. И вот этот дешёвый маскарад сровнял с землёй Русь, которую в те времена величали Гардарики — «страна великих городов»?

Подведём итоги. У съёмочной группы не нашлось денег на приемлемое количество лошадей, без которых фильм о татаро-монголах невозможен. На приличную массовку, судя по всему, средств тоже не нашлось. По-настоящему звёздных актёров в картине не задействовано, за исключением Серебрякова, чья роль мала и незначительа. Зато нашлись финансы на месяц рекламы на федеральных каналах. Учитывая расценки «Первого» и «России», речь может идти о сумме с семью нолями – истошное «Коловрааат!!!» звучало в эфире этих каналов едва ли не каждые 10 минут в течение месяца. Закрывая вопрос о деньгах: 12 лет назад Файзиев с куда более скромным бюджетом снял прекрасный во всех отношениях «Турецкий гамбит». Как говорится, почувствуйте разницу. Что случилось за эти 12 лет? Куда делся его режиссёрский стиль?

В качестве исторического фильма «Легенда о Коловрате» ужасна, а качестве боевика – скучна, в качестве драмы – смешна.  И даже как сугубо пропагандистский продукт она несостоятельна. Потому что непонятно: к чему она призывает? Летописная версия истории о Коловрате и его витязях подошла бы куда больше – воины-берсерки, готовые умереть за свой дом, раз уж не получилось его защитить. Это мог быть прекрасный фильм. Но в итоге это – позор отечественного кино и провал года, как и другой амбициозный «исторический» проект годичной давности.

Впрочем, у российского кино ещё остался последний шанс закрыть год достойным фильмом: создатели «Легенды №17» уверяют, что фильм о советских баскетболистах на Олимпиаде в Мюнхене получился даже лучше, чем история Валерия Харламова. Скрестим пальцы и будем ждать 28 декабря.

Сюжет

XIII век. Уже почти сто лет, как Русь распалась на отдельные княжества, непрерывно враждующие между собой.

«Коловрат» «родился» (т.е. получил своё прозвище) в 1223 году, когда произошла битва на Калке и монголы с юга впервые заходили на земли русских княжеств. Тогда, при нападении монгольской засады юный Евпатий был тяжело ранен и стал страдать потерей памяти.

В 1237 году монгольское войско во главе с внуком Чингисхана Батыем (названным в фильме «ханом») снова подошло к русским княжествам, теперь уже с востока. Когда о его приближении узнали в Рязани, княжеский десятник Евпатий Коловрат был послан в орду вместе с княжичем Фёдором на переговоры. Договориться не получилось. Фёдор был убит монголами, но Евпатию Коловрату и ещё нескольким воинам удалось спастись боем, убив несколько монголов. Когда они смогли вернуться в Рязань, город уже был сожжён Батыем. Евпатий Коловрат собрал отряд мстителей и поставил задачу задержать монгольское войско, надеясь, что соседние русские князья смогут собрать силы для совместного сопротивления. Но помощь от соседей так и не пришла, хотя Евпатию Коловрату и его бойцам удалось несколькими дерзкими рейдами стянуть на себя силы всего монгольского войска и уничтожить множество монгольских воинов.

В итоге Евпатий Коловрат с товарищами держат оборону на укреплённом холме, он даже убивает монгольского военачальника Хостоврула. Большая часть рязанцев гибнет в ближнем бою, а оставшаяся — под обстрелом из пороков (камнемётных машин). В том числе погибает и Коловрат. Батый же, ошеломлённый увиденным, приказывает захоронить его как батыра, соорудив ему курган. Удаётся спастись только дружиннику Каркуну, которому Евпатием перед сражением было поручено вывезти детей погибших рязанцев по реке в безопасное место.

1242 год. В финале фильма, спустя пять лет после подвига дружины Евпатия Коловрата, Каркун в составе объединённого новгородско-владимирского войска выходит на Чудское озеро на бой против немецких рыцарей. Перед боем воины вдохновляют себя воспоминаниями о подвиге Евпатия Коловрата и его товарищей.

Создание

Первоначально режиссёром фильма был назначен Олег Степченко, но он оказался плотно занят на проекте «Вий 2: Путешествие в Китай», поэтому ему пришлось искать замену, сроки выхода фильма из-за этого изменились.

Авторы фильма решили отказаться от воссоздания исторических событий тринадцатого века и предпочли создать сказочный мир с хорошими и плохими персонажами. Часть съёмок проходила на заводе ЗИЛ, где был выстроен самый большой в Европе съёмочный павильон.

По словам Файзиева, создатели фильма старались акцентировать внимание не на исторических деталях, а на чувствах и переживаниях людей, которые делают из обычного человека героя, способного совершить подвиг.

За визуальные эффекты фильма ответственна студия «Main Road Post», создавшая спецэффекты к фильмам «Дуэлянт», «Призрак», «Сталинград». По словам руководителя компании-производителя фильма «Централ партнершип» Павла Степанова, визуальные эффекты делались нарочито «сказочными», чтобы подчеркнуть то, что события ленты — легенда.

Автор музыки — Серж Танкян, лидер группы System of a Down.

Маркетинг

Первый трейлер фильма «Легенда о Коловрате» появился в интернете 6 сентября 2016 года. Второй трейлер кинокомпания «Централ Партнершип» опубликовала 23 июня 2017 года. Саундтреком фильма стала песня «Прекрасный день, чтобы умереть» (A Fine Morning to Die), на которую сняли клип Серж Танкян и солистка группы IOWA Екатерина Иванчикова.

Права на фильм были проданы в США (Well Go USA), немецкоязычные страны (компания Splendid), франкоязычные страны (Acteurs Auteurs Associes), Испанию (Mediaset) и Монголию (Digital Contents). В международном прокате фильм будет называться «Furious», что в переводе означает «Яростный».

Свежие подкасты

Все Кино Сериалы Игры Аниме

ЕВА – 395

7Ноль кадров в секунду – 338: Монополия по Судакову

13Телеовощи – 362: Вибратор бесконечности

13Лазер-шоу «Три дебила» – 432: «Хэллоуин Хьюби» и «Бегущий по лезвию: The Final Cut»

28ЕВА – 394: Ограниченно добрый

3Телеовощи – 361: Осторожно! Работает координатор интимных сцен

12Лазер-шоу «Три дебила» – 431: «Сделано в Италии», «Майор Гром» и «Борат 2»

6Ноль кадров в секунду – 337: Ни слова об аниме

Ноль кадров в секунду – 337: Ни слова об аниме

12ЕВА – 393: Аниме вернулось

8Телеовощи – 360: Юмор пацифизма

11Лазер-шоу «Три дебила» – 430: Энола Холмс и год без фильмов

Сюжет фильма

Киевская Русь переживает непростое время. Многие власть имущие были уверены в том, что 13 век принесет государству процветание. Они надеялись на лучшее и старались убедить в светлом будущем и своих подданных. Однако, вскоре стало ясно, что это обычное заблуждение. В действительности, ничего хорошего за эти годы в королевстве не произошло. Наоборот, ситуация лишь накалилась до минимума. Наибольшей проблемой стала раздробленность княжеств. Те люди, в руках которых сосредотачивалась власть, попросту отказывались подчиняться одному монарху. Они стремились получить как можно больше власти и стать более влиятельными личностями. Именно по этой причине на территории Руси начались междоусобные войны, которые истощали государство. Однако, господа предпочитали не замечать ничего плохого.

Как только ближайшие соседи Киевской Руси поняли, что ситуация внутри государства не является стабильной, они решили воспользоваться шансом, предоставленным самой судьбой. Вскоре после тог как княжество оказалось раздроблено на него начали совершать набеги все чаще. Если раньше такое явление было настоящей редкостью, то после начала внутренней войны ситуация изменилась в худшую сторону. Подобное стало очевидным, когда страна начала разорятся. Но поделать ничего с этой прискорбной ситуацией было ничего нельзя. Князи были слишком увлечены войной друг с другом.

Татаро-монгольская орда тоже вскоре заинтересовалась Киевской Русью. Ранее этот интерес сдерживали солдаты, которые стояли единым фронтом за свою страну. Однако, теперь, когда ситуация была настолько плачевной, никакого единого войска не существовало. И это обстоятельство полностью развязало руки представителям татаро-монгольского ига. Они начали совершать набеги все чаще и при этом полностью грабили те села, которые посещали. Простой люд очень быстро обнищал, а количество молодых и крепких парней в поселениях резко уменьшилось. Ведь их убивали либо угоняли в рабство.

Предводителем вражеского войска являлся Батый. Этот человек приходился наследником Чингисхана. Грозный правитель, которого все враги боялись, решил, что пора существенно расширить границы своей империи. Он начал уверенно захватывать новые территории и умело воспользовался шансом, предоставленной самой судьбой, сделав несколько княжеств своими. Когда правители пришли в себя, было уже слишком поздно. Значительная часть земель оказалась во власти тирана, который даже женщин и детей делал своими рабами. Простые граждане его искренне ненавидели и мечтали избавиться от гнета. Поначалу они надеялись на своего царя. Ведь он поклялся защищать простой народ. Но в настоящее время ему самому требовалась защита. Следовательно, ждать от него помощи было крайне глупо. Когда крестьяне поняли, что им не на кого полагаться, они приняли решение самостоятельно избавиться от поработителя. Поднялось восстание, крестьяне схватились за оружие. А возглавил это восстание мужчина, который называл себя Коловратом.

Бонусы произведения

Разбирать исторические огрехи фильма нет смысла, так как это уже сделал до меня как минимум один критик — историк Клим Жуков, причем в весьма импонирующей мне сатирической форме (см. его рецензию «Инвалид Евпатий, травести Батый. «Легенда о Коловрате» — легенда о легенде» в «Аргументах и фактах»).

Что я, в принципе, могу сказать про этот фильм? Если кратко, по-моему, это полный провал. Что достаточно характерно для российских широкобюджетных «массовых» картин. Бюджетные деньги ушли непонятно на что, и нам еще рекламируют этот второсортный продукт как «патриотическое воспитание», сравнивая его с Голливудом и пытаясь продать его на проклятый Запад. Даже рядом все это не лежит с подобными голливудскими блокбастерами.

Что хорошего в этом фильме? Пейзажи и виды. Они красивые. Правда, потом выяснилось, что они снимались в студии при помощи компьютерной графики: «ни одного кадра фильма не было снято на натуре. Лента создавалась в павильонах, на фоне «зеленых» экранов, и почти все задники были нарисованы на компьютерах» (Борис Иванов). Пусть, в итоге получилось красиво. Как минимум здесь мы вышли на мировой уровень. Специфические элементы комедии — например, «православный» (как его назвал один из критиков) мишка: медведь размером со слона, который, по заверениям его владельца из леса, «русских не ломает». Действительно он забавен; ему не хватает только майки с каким-нибудь патриотическим слоганом или, еще лучше, логотипом.

Типажи героев, особенно монголов. К примеру, завоеватель изрядной части тогдашней Евразии Бату. Он прямо-таки пышет молодостью, свежестью и ухоженностью, как будто только что вышел из спа-салона, а мини-морщинки, если они вдруг у него все же появились, ему тут же подтянули ботоксом. Его «свита» не подкачала. Какие-то «травести» (критик Клим Жуков), видимо, изображающие шаманов или жрецов, говорящие на русском, но почему-то с акцентом, вероятно, должны были внушить зрителю, с каким коварным и труднопонятным противником приходилось иметь дело Евпатию. Наряды можно не обсуждать — как заверяют почти все критики (подтверждаю), они не имеют ничего общего с исторической действительностью: «Скажем, Батый и его придворные предстают в причудливых обликах, сочетающих китайские, монгольские и даже, кажется, японские мотивы» (Борис Иванов).

Меня крайне порадовал факт того, что весь саундтрек написал один из моих любимых музыкантов Серж Танкян, американский армянин, фронтмен группы «System of a Down». Однако финальная песня, которая звучит примерно в то время, когда большая часть зрителей уже покинула зал (сделано специально?), звучит как на русском (Катя IOWA), так и на английском языках (Serj Tankian). Причем если IOW’у знают не все, то любители хорошей музыки безошибочно узнают яркий голос Танкяна и его мощные симфонические рифы; в итоге русскоязычная часть песни «тонет» в англоязычной и стилистике Танкяна. По-моему, это все же странно для фильма, призванного пробуждать хоть какие-то патриотические чувства у русских людей. Эклектика в халтурном исполнении?

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

  • 127Создатели «Пацанов» высмеяли женскую сцену «Мстителей: Финала» — она была слишком тупой и надуманной
  • 67«Дюна» легко может заработать в мировом прокате миллиард — так считают аналитики
  • 45RU77 — ответ украинских разработчиков на польский Cyberpunk 2077
  • 45Брюс Уиллис опять играет Джона Макклейна из «Крепкого орешка»
  • 42Учёные испугали зрителей, чтобы вычислить 10 самых страшных фильмов ужасов
  • 39Николас Кейдж отражает инопланетное вторжение с помощью боевых искусств в трейлере фильма «Джиу-джитсу»
  • 38Милла Йовович воюет с гигантскими чудовищами в трейлере «Охотника на монстров»
  • 36Актриса из ребута «Зачарованных» назвала Холли Мэри Комбс и Роуз Макгоуэн жалкими
  • 32Назад в кино: «Игра» (The Game, 1997)
  • 30Тизер «Путешествия в Индию: На пороге бессмертия» — третий фильм из серии «Вий 3D» обещает битву с зомби

Отважные русичи

Главный герой «Легенды» волей Файзиева был понижен в звании от воеводы до десятника. Видимо, опять подвёл бюджет: воеводе командовать десятью воинами как-то неприлично, на сотню (хотя бы) денег не нашлось. Кроме того, Евпатий Коловрат в этой версии – в самом прямом смысле «больной на всю голову» — страдает тем же недугом, что Люси из «50 первых свиданий». Но, невзирая ни на что, остаётся на хорошем счету у князя. Роль витязя-неадеквата досталась дебютанту большого кино Илье Малакову. Впрочем, молодой актёр заслуживает добрых слов, хотя бы за то, что сам исполняет все трюки.

Ещё имеется боевой товарищ Коловрата Каркун. Его играет Александр Ильин из «Интернов», так что, стоит ему раскрыть рот, поневоле ожидаешь, что сейчас он позовёт Романенко бухать. В отличие от Малкова, бойцовских талантов у Ильина не обнаружилось. Поэтому он только стреляет из лука. Но зато наяривает, как из автомата, а стрелы пробивают монголов насквозь — Леголас позавидует.

Все прочие, включая Юрия Рязанского (Алексей Серебряков) и жену Коловрата Настю (Полина Чернышова) – персонажи эпизодические. Несколько реплик, пара-тройка батальных сцен – и до свидания. И ни один из них не играет в полную силу, ни одному не веришь, даже Серебрякову (который, кстати, после «Левиафана» обещал больше не играть в кино).

Съёмочная группа

  • Главный режиссёр и продюсер: Джаник Файзиев
  • Режиссёр-постановщик подготовительного и съёмочного периода: Иван Шурховецкий
  • Режиссёр-постановщик боевых сцен: Александр Самохвалов
  • Сценарий: Сергей Юдаков, Евгений Раевский, Дмитрий Раевский и Джаник Файзиев
  • Оператор-постановщик: Максим Осадчий, R.G.C.
  • Художник-постановщик: Вилюс Ванагас
  • Композитор: Серж Танкян
  • Художник-концептуалист: Сергей Алибеков
  • Художники по костюмам: Наталья Дзюбенко, Екатерина Дыминская и Марина Ананьева
  • Художники по гриму: Валерия Никулина и Марина Лебедева

Полный список группы

  • Художники по реквизиту: Ольга Тинакова и Ирина Лапинова
  • Художник-декоратор: Владислав Жоров
  • Хореограф-постановщик: Ирина Кашуба
  • Изготовление оригинального реквизита и костюма: Олег Седловский, Дмитрий Седловский и Юрий Седловский
  • Режиссёр озвучания: Леонид Белозорович
  • Режиссёр монтажа: Родион Николайчук
  • Режиссёр монтажа боевых сцен: Дмитрий Слобцов
  • Застройка павильона: Владимир Наместников
  • Второй режиссёр: Юлия Жердина
  • Второй оператор: Алексей Косоротов
  • Звукорежиссёры: Алексей Самоделко и Юрий Денисов
  • Кастинг-директор: Светлана Пилипко
  • Исполнение танца: Мария Ковальская, Наталья Гололобова, Елена Албул, Елизавета Барановская, Ольга Картухова
  • Постановщики трюков: Александр Самохвалов, Тарас Кашинский и Евгений Богородский
  • Оператор крана: Вадим Кулаев
  • Долли: Сергей Сазонов, Дмитрий Грознов
  • Операторы steadicam: Александр Вдовенко, Дмитрий Бутенко, Данил Войтов и Роман Горелов
  • Пиротехники: Алексей Белоносов, Сергей Балицкий и Рустам Сомадов
  • Супервайзеры: Глеб Локшин, Виктор Мацаль, Денис Дёмин
  • Пост-продакшн продюсер: Татьяна Лукьянова
  • Генеральный директор: Андрей Горбылев
  • Исполнительные продюсеры: Татьяна Венгерова, Алексей Неклюдов, Алексей Ахмедов
  • CEO Main Road Post: Арман Яхин
  • Цветокоррекция: Алексей Долмат
  • Генеральные продюсеры: Джаник Файзиев, Павел Степанов и Рафаел Минасбекян
  • Директор картины: Николай Иванов
  • Ведущий продюсер: Александр Бондарев

В ролях

  • Илья Малаков — десятник Евпатий Коловрат
  • Давид Мелконян — Евпатий Коловрат в 13 лет[источник не указан 244 дня]
  • Александр Цой — хан Батый
  • Александр Ильин мл. — дружинник Каркун
  • Юлия Хлынина — Лада
  • Тимофей Трибунцев — знахарь Захар
  • Алексей Серебряков — князь Юрий Рязанский
  • Игорь Савочкин — Ратмир, отец Насти
  • Полина Чернышова — Настя
  • Диана Пентович — Настя в детстве
  • Илья Антоненко — княжич Фёдор Юрьевич
  • Георгий Пицхелаури — Хостоврул
  • Даулет Абдыгапаров — Субэдэй
  • Ольга Дроздова — княгиня Аграфена, супруга князя Юрия
  • Мария Фомина — княжна Евпраксия, жена Фёдора
  • Дарья Ярцева — княжна Дарья
  • Сергей Колтаков — Добромир
  • Андрей Бурковский — брянский воевода Ростислав
  • Виктор Проскурин — священник
  • Семён Морозов — слуга Фёдора
  • Алексей Вертков — отшельник Нестор

Полный список актёров

  • Николай Джеваков — Цогт
  • Евгений Сангаджиев — Толмач
  • Сергей Шайдаков — Путята
  • Геннадий Соловьев — Никифор
  • Антон Шпиньков — Данила
  • Сергей Ююкин — Фрол, гонец
  • Артем Бордовский — Никита
  • Артёмий Падалка — Иван, сын Евпатия Коловрата
  • Марта Тимофеева — Ждана, дочь Евпатия Коловрата
  • Андрей Свиридов — привратник
  • Фёдор Лавров — князь владимирский «Игорь» (Юрий Всеволодович)
  • Тимур Определённов — близнец 1
  • Егор Определённов — близнец 2
  • Александр Ильин — князь муромский «Святослав» (Ярослав Юрьевич)
  • Артур Еникеев — Тихоня
  • Александр Марушев — Хохотун
  • Борис Зверев — Емеля
  • Александр Кононец — Рябой
  • Арсений Робак — Пётр Рыбак
  • Владимир Любимцев — Гурьян Куря
  • Кирилл Снегирёв — Снегирь
  • Николай Шрайбер — Вася Пляс
  • Михаил Павлик — купец Василий
  • Артём Гайдуков — Пересвет
  • Амаду Мамадаков — Астай
  • Ольга Василенко — жена Захара
  • Максим Пинскер — советник

В итоге

А) Однозначно уже можно назвать тенденцией подачу образа завуалированного противника как имеющего татарские корни. Вспомним фильм «Орда». Теперь еще и «Коловрат». Как только русские герои как «Орды», так и «Коловрата» с прекрасных, пышущих жизнью русских земель въезжают на ордынскую территорию, пейзаж и виды сразу же сменяются на темно-серо-черные, а в «Коловрате» еще и дымные. Все призвано показать, что если это и не сама преисподняя, то, по крайней мере, ее «предбанник».

Правда, в фильме «политкорректно» не используется термин «татары», который как раз имеется в аутентичных источниках по периоду (например, русские летописи). Его заменили на «ордынцев» (как во всех школьных учебниках. Кстати, термина «ордынцы» источники не содержат — там есть «Орда» и «Татарове», но «ордынцев» там нет). Это, конечно, крайне «политкорректно», однако мало-мальски разбирающиеся в истории хотя бы на уровне «Википедии» люди могут несложно прийти к выводу, кем в итоге стали эти «ордынцы» (а они стали татарами). Неужели было сложно найти, раз уж это так необходимо некоторым, неприятелей хотя бы подальше, нежели чем в сердце современной РФ, где татары являются вторым по численности народом? Политкорректно ли это не по форме, а по сути?

Как писали кинокритики, данный фильм — это, действительно, собрание цитат, прямых и косвенных, из работ западных режиссеров. Стилистика постмодернизма, от которой многие открещиваются, как от чумы, тем не менее пропитала весь дух и суть нашего времени. «Все уже создано до нас» — вот его слоган. Ничего страшного в этом нет.

Однако при такой ситуации крайне важным становится «пропускание» этих «цитат» через себя, через свое «нутро», если хотите. Если режиссер (или любой другой криэйтор, чуть не сказал «творец», но вспомнил «Generation P» Пелевина) отдал часть своей души в финальный продукт, «сваренный» в том числе и из цитат других авторов, если у него есть стоящая идея, ради которой можно и нужно «цитировать» других, если это сделано талантливо, искрометно, с юмором, корректно, без передергиваний и ненужных инсинуаций, то можно считать, что работа удалась. Создано что-то новое. Пусть и не без помощи созданного до тебя. Главным показателем этого можно считать то, что продукт потребляется с удовольствием (в данном случае — фильм смотрится с удовольствием).

Про это произведение сказать так не могу. «Цитаты» приведены грубо, зачастую эклектично, не поддерживают генеральную идею проекта (которой попросту нет), плохо состыкованы между собой и т. д. В фильме нет «нерва», он не держит в напряжении, как хороший боевик, драма или триллер, и не вводит зрителя в приятную расслабленность, как хорошая мелодрама или комедия. Самое оптимальное, что можно делать при просмотре, — есть попкорн или пить пиво. Для меня это худшая характеристика.

Я полагаю, что причиной всего этого является банальная халтура и фейк, пропитавшие наше общество «пещерного потребления» и «суверенной демократии». Подмена содержания формой, изображение бурной деятельности при полном ее отсутствии, банальное перекачивание средств из одного хранилища в другое, фальшь и вранье — все это отражается в том числе и на кинематографе, который полностью дотационен и содержится на деньги налогоплательщиков. Если не менять себя, свой образ мыслей, ничего не изменится и во внешнем мире. В том числе и в кино.

Благодарю за устную беседу при подготовке этой рецензии И.Л. Измайлова и Д.М. Исхакова.

Булат Рахимзянов, фото facebook.com/centpart

Справка
  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

ОбществоКультураИстория

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации