Андрей Смирнов
Время чтения: ~26 мин.
Просмотров: 0

«сталкер» тарковского

«Вот чего я не хотел бы, так это работать над вселенной Marvel»

— А для каких проектов еще вы делали концепт-арты?

— Беда в том, что эти проекты, связанные с кино, очень редко доходят до стадии продакшн. То, что мы в конце концов сделали «Кин-дза-дза», — это чудо. Мы делали этот проект 7 лет и в нем были длительные перерывы, когда проект просто останавливался.

Также я могу назвать сериал «Зона» — этот проект делался по мотивам «Пикника на обочине». Я занимался им еще до того, как меня пригласили в проект Алана Тейлора. Наша российская продюсерская компания решила сделать сериал по мотивам «Пикника на обочине», однако права на него сейчас принадлежат SonyPictures, и они будут принадлежать им, пока они не снимут свой сериал или фильм. Так что, по сути, основой для «Зоны» было совершенно самостоятельное произведение, написанное Сергеем Жарковским, с другими артефактами, героями и сюжетом. К слову, впоследствии Жарковский написал на эту тему книгу «Эта тварь неизвестной природы».

Кроме этого, есть проекты, которые сейчас находятся на стадии питчинга, либо близки к этой стадии — идут презентации инвесторам, каналам, заказчикам. Есть несколько проектов в Соединенных Штатах (один из них по мотивам произведений Лавкрафта). Есть еще несколько проектов, о которых я не могу, к сожалению, говорить, потому что я связан соглашениями о неразглашении.

— Алексей, а над каким проектом вы бы мечтали поработать? Возможно, у вас есть желание создать концепт-арты для вселенной Marvel?

— Вот чего я не хотел бы, так это работать над вселенной Marvel — для меня это абсолютно чуждая идеология. Я никогда не любил комиксы и я никогда не любил произведения, которые сильно упрощают действительность, и меньше всего мне нравятся фильмы про борьбу добра со злом. Я очень люблю хорошую, качественную литературу, как и кинематограф. Они должны, говоря банальными, заезженными фразами, заставлять человека думать. Для меня в кино очень важна достоверность. Если говорить, например, о «Звездных войнах» и условном «Чужом», то мне всегда нравилась именно вторая лента. Я склоняюсь не к сказкам, а к достоверным убедительным историям.

Мне было бы интересно поучаствовать в интеллектуально отягощенных проектах, представляющих из себя твердую научную фантастику. Если, например, кто-то захочет экранизировать Питера Уоттса с его «Ложной слепотой» или «Эхопраксией», или же «Непобедимого» Станислава Лема, то лучшего применения для меня представить сложно. Я, к слову, в какой-то момент сделал серию иллюстраций к «Непобедимому» (я просто заболел этой книгой однажды), а точнее, к фильму, который никогда не будет снят — сам Лем говорил, что будет очень сложно снять фильм, в котором не будет ни одной женщины.

«Гадкие лебеди», 2006, реж. Константин Лопушанский

Фото: ITAR-TASS 

Братья Стругацкие считали роман «Гадкие лебеди» одним из своих лучших. В нем странные, и внешне, и непонятные большинству землян, внутренне, существа, которых они стали называть «мокрецами», уводят их детей за собой, в свой мир. Авторы описывают сюжет так: «Мокрецы – это люди нашего будущего. Мы изуродовали свое будущее, и оно оказалось (в результате наших экологических и прочих «подвигов») населено талантливыми, высоконравственными, но безнадежно больными людьми. И эти люди вторглись в наше время, имея целью изменить наше настоящее с тем, чтобы изменилось их настоящее (наше будущее). Это им удалось, но в результате, в полном соответствии с «парадоксом машины времени», сами они исчезли, ибо теперь наше будущее (их настоящее) оказалось заселено такими, как Ирма, Бол-Кунац и иже с ними». Ирма и Бол-Кунац – это те самые дети, которые в числе многих ушли с мокрецами. В фильме имена героев были изменены: Ирма стала Ирой, Бол-Кунац – Борей Куницей. Виктор Баев, отец Ирмы, собирательный образ советских интеллигентов-диссидентов из шестидесятых, пытается вести собственное расследование истории с мокрецами. Он приезжает в город Ташлинск, где и становится участником трагических и фантастических событий.

Это, пожалуй, самый дождливый фильм в истории кинематографа: в нем все время идет дождь – этот эффект помогает передать экологическую аномалию, созданную образом жизни людей. Для создания такого эффекта, специальные установки постоянно поливали актеров и декорации. За два с половиной месяца съемок в общей сложности было истрачено 120 тонн воды.

Сцены в Ташлинске снимали, в основном, по ночам – этого требовал образ «тонущего» города.

Продюсер картины рассказывал, что на съемках происходили странные события. Например, в первый день съемок в Дюнах над площадкой пролетела стая лебедей. Ему также показалось мистическим совпадением то, что они с режиссером, не сговариваясь, выбрали одни те же тибетские композиции для фильма. 

Фильм, как о нем писал один из критиков, «выстрелил как черт из табакерки». Ведь в последние годы более традиционным для российского кино были уголовные темы, ностальгия по советским временам или фэнтези с ведьмами в городе. Лопушанский сделал ставку не на визуальные эффекты, а на содержание. Причем, он не стал следовать букве текста, и сделал сценарий отдельным произведением, написанным по мотивам книги. Это, по мнению многих критиков, и самого Бориса Стругацкого, было правильным решением, ведь экранизировать такие книги, как «Гадкие лебеди» почти невозможно.

Plot synopsis[edit | edit source]

The story revolves around Redrick «Red» Schuhart, a tough and experienced Stalker who led and survived multiple expeditions into the Zone, gathering valuable artifacts (called swag) for profit. Eventually Red becomes employed as a lab assistant at the International Institute for Extraterrestrial Cultures, near the edge of the Visitation Zone in Canada. The Institute studies the items recovered from the Zone as well as attempts to form theories about the entire Visitation event. Red along with his friend from the Institute legally enter the Zone to recover a specific artifact which leads to the death of his friend. This event, which Red felt he could have prevented, leads him deeper into alcoholism and depression.

Red’s girlfriend Guta is pregnant and decides to keep the baby. The frequent expeditions to the Zone by Stalkers cause a high chance of mutations in children. Guta gives birth to a beautiful, happy and intelligent daughter. A clone of Red’s deceased father returns from the cemetery, now located inside the Zone, as clones of deceased have returned. Red’s daughter, initially a normal, happy girl, becomes more and more reclusive while evolving into a strange creature who resembles a reclusive, furry monkey who screams when asleep.

Red goes into the Zone one last time in order to make a wish in front of the «Golden Sphere», to make his daughter normal. He has a map to safely reach the sphere, given to him by the father of the young man who joins him on the expedition. Red secretly assumes that the youth, whom he begins to like, will be sacrificed before the sphere is reached. A phenomenon named the «Meat Grinder» must be deactivated by taking the life of the first person who approaches it. After the death of the first person, the second may pass safely and make a wish. After they get to the location, surviving many obstacles, the teenager rushes forward towards the «Golden Sphere», praying to the sphere for «Happiness for everybody, free, and nobody will go away unsatisfied!» before being brutally killed by the «Meat Grinder». Red, wracked with guilt at the teen’s death and his selfless wish, approaches the sphere, repeating the boy’s wish. The book ends at that point without letting the reader know if the sphere granted the wish or killed Red.

«Обитаемый остров», 2009, реж. Федор Бондарчук

Фото: ITAR-TASS 

Борис Стругацкий назвал экранизацию Федора Бондарчука по своей повести «Обитаемый остров» лучшей из экранизаций. «Причем, только первая серия – вторая не удалась». Масштабнейший по затратам и размаху съемок, фильм, ради которого сотрясался весь Крым, где был воссоздан мир планеты Саракш, хвалили за спецэффекты, идейность и качество картинки. Но и критиковали – например, за игру Василия Степанова, который сыграл главного героя, прогрессора Максима Каммерера, за то, что он постоянно улыбается. Киноведы и зрители не могли не сравнить фильм с «Матрицей», «Пятым элементом» и «Бегущим по лезвию». Но то, что сценаристы, в команду которых входили и сами братья Стругацкие, шли очень близко к книге, является неоспоримым преимуществом перед другими экранными произведениями АБС.

Фильм рассказывает о борьбе прогрессоров (представителей высокоразвитого Мира Полудня, в котором «окончательно разрешены основные экономические, социальные и экологические проблемы») против тоталитарных режимов, которые установились на отдельных планетах. Мир Полудня описывается как минимум в десяти самых известных (и ранних) книг Стругацких, таких, как «Жук в муравейнике», «Полдень 21 век», «Волны гасят ветер». В нем есть Учителя, ведающие «как правильно жить» и прогрессоры, которые «спасают миры».

«Остров» – зашифрованное послание в сторону некой большой державы, придумавшей себе систему координат, которая включает, во-первых, тоталитарную слежку, во-вторых – тотальный обман, – говорит режиссер Федор Бондарчук. – Третий пункт системы – всеохватывающая фантастическая пропаганда». По его словам, фильм можно рассматривать как его личную войну с тоталитарным режимом и террором.

Интересно, что у Стругацких есть продолжение истории Максима на Саракше. Ее они описали в незаконченной книге «Белый ферзь», которую Борис Стругацкий не рискнул дописывать один после смерти брата Аркадия. В этой книге Империя на Саракше выглядела так: в ней было три круга, внешняя клоака, средний круг, населенный «обычными», ничем не выдающимися людьми, и третий: «теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности». Когда Максим добирается до этого центра, ошарашенно наблюдает райскую жизнь, и когда рассказывает местному аборигену устройство мира Полудня, тот бросает ему: «Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно не реализуемая на практике». Это можно считать концом веры Стругацких в светлое будущее победившего коммунизма. И последние строки, которые не оставляют на этой идее камня на камне, так и остались в не увидевшем свет «Белом ферзе»: «Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал – до вас и без вас, – а вы не догадываетесь об этом…».

Смотрите фильм «Обитаемый остров» 15 мая в 02.20 на телеканале «МИР».

Попытки экранизаций

Американское киносообщество уже давно предпринимает попытки выпустить свою версию экранизации нашумевшего романа. Еще в 2000 году было заявлено, что Глен Морган и Джеймс Вонг (творцы «Секретных материалов» и знаменитого хоррора «Пункт назначения») напишут сценарий для полнометражной картины по мотивам повести Стругацких.

Концепт-арт Зоны от художника-сюрреалиста Алексея Андреева

Очередные разговоры об экранизации «Пикника» возникли в 2006 году, когда представители Columbia Pictures сообщили о своем желании представить миру нового «Сталкера». Проект был озаглавлен «After the Visitation», а Моргана и Вонга заменили на Дэвида Якобсона. В сеть проникли слухи, что одну из главных ролей может исполнить сам Джон Траволта. Однако дальше этих разговоров дело так и не пошло – проект в итоге просто заморозили, а любое упоминание о планах было удалено из архивов сайта IMDB.

Четыре года назад имя Стругацких вновь всплыло в связи с записью, выложенной на Youtube представителями независимого кино из «Pilman Radiant Pictures». Они представили на суд зрителей итоги своего труда в виде инди-фильма «Vyöhyke» («Зона»), созданного по мотивам «Пикника». Напомним, что до этого времени самой успешной попыткой экранизировать «Пикник на обочине» стал фильм «Сталкер» – совместный труд Андрея Тарковского и братьев Стругацких, увидевший свет в 1979 году, вскоре после выхода произведения.

«Пикник на обочине» 2017 года обещает стать эффектным хоррором

Стругацкие сами адаптировали повесть для киносъемки фантастической притчи. При этом в картине Тарковского братья довольно вольно интерпретировали свое произведение и сюжетную линию, поэтому итоговый сценарий оставил от оригинала лишь малую толику. По большому счету, в картине Тарковского остались лишь сама Зона и собирательный образ Сталкера как проводника через эту сложную систему смертельно опасных ловушек.

Формы шлица и маркировка

Перечень интересных фактов

Начнем с того, что впервые повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была экранизирована в 1979 году. Именно в это время в широкий прокат вышел фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Примечательно то, что благодаря этой картине слово «сталкер» стало частью русского языка.

Множество раз экранизация «Пикника на обочине» планировалась, но позже режиссеры отказывались от проведения съемок. К примеру, в 2000 году велась работа над фильмом «После посещения», но картина завершена не была.

Представленную повесть братьев Стругацких огромное количество раз переводили на различные языки мира. В этом плане она даже установила мировой рекорд.

Произведение «Пикник на обочине» в 1979 году было признано лучшей книгой года. Его авторы стали обладателями премии Жюля Верна.

Сюжет

Действие оригинального произведения происходит на нашей планете в фантастическом городе Хармонт и его окрестностях. За несколько лет до основных событий на территории планеты возникает шесть зон, в которых реальность никак не подчиняется законам физики. Зоны стали местами отчуждения, в которых не могут выжить ни люди, ни представители животного мира. Правительство берет эти территории под свой контроль, пытаясь понять их происхождение и назначение обнаруженных артефактов.

Зона — аномальная местность, не подчиняющаяся земным законам физики

В качестве гипотезы о возникновении зон принята версия инопланетного вмешательства, а один из героев книги, профессор Пильман, отождествляет находки с отбросами, которые были оставлены инопланетными путешественниками на обочине после своеобразного «пикника». Лейтмотивом произведения стал нравственный выбор тех, кто сумел завладеть этими странными и таинственными находками, ведь артефакт может стать как источником обогащения, так и страшным оружием.

«Пикник» принес своим создателям поистине мировое признание и множество наград за лучшую книгу и выдающийся вклад в жанр фантастики.

Актёр Мэттью Гуд появится в экранизации российской фантастики

38-летний британский актёр Мэттью Гуд, известный по фильмам «Хранители» и «Возвращение в Брайдсхед», рассказал сайту Deadline о том, что он снимается в новой экранизации фантастического романа Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Грядущая адаптация, о планах на которую впервые объявили ещё в 2015 году, станет сериалом.

Стругацкие в Голливуде: из романа «Пикник на обочине» создаётся сериал

В настоящее время идею реализуют Sony Pictures TV и Tribune Studios: во главе проекта сценарист Джек Паглен («Чужой: Завет», «Превосходство») и режиссёр Алан Тейлор («Игра престолов», «Клан Сопрано», «Терминатор: Генезис»).Главный герой Рэдрик Шухарт – сталкер, вынужденный постоянно рисковать своей жизнью в чрезвычайно опасных и таинственных «зонах». Он собирает мистические артефакты, оставленные в этих районах инопланетянами. Однажды вместе с другом доктором Кириллом Пановым Шухарт отправляется в «зону» на поиски «полной пустышки», но внезапно события начинают разворачиваться не так, как планировалось. Трейлер фильма «Хранители», в котором Мэттью Гуд исполнил роль главного антагониста
Это вторая попытка экранизировать «Пикник на обочине»: в 1979 году Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер», уже давно признанный классикой отечественного кинематографа. В 2006 году снять фильм по книге планировала студия Columbia Pictures, но проект под названием «После посещения» был закрыт. К слову, «Пикник на обочине» является самой популярной и печатаемой книгой Стругацких за рубежом. Отрывок из фильма Андрея Тарковского «Сталкер»

Андрей Тарковский,
Мэттью Гуд,
Джек Паглен,
Алан Тейлор,
Аркадий Стругацкий,
Борис Стругацкий

Новинка

Продолжения

Культовость романа подтверждается многочисленными адаптациями и продолжениями. Кроме фильма Тарковского можно упомянуть любительские видеоигры, спектакль для радио 90-го года выпуска с Николаем Караченцовым в роли Шухарта, финскую театральную постановку «Stalker», весьма популярную трилогию игр для ПК «S.T.A.L.K.E.R.» и даже настольную ролевую игру, получившую название Stalker RPG и одобрение Бориса Стругацкого.

Со временем «Пикник» оброс множеством продолжений и переосмыслений

Не обошлось и без романов-подражаний, развивающих сюжетную линию «Пикника». Ни одно из этих произведений не достигло такого же громкого успеха, как оригинал, но можно упомянуть литературные попытки А. Лукьянова, написавшего «Старика с обочины» и «Трейлер Старика», повесть Кира Булычева «Спасите Галю!», продолжение истории главного героя «Сердце Зоны» от Сергея Стрелецкого, а также относительно недавний литературный труд писателя Майка Гелприна, рассказывающего о Хармонте наших дней.

«Возможно, на канал произвели впечатление те затраты, которые нужно осуществить, чтобы сериал вышел»

— Есть ли хотя бы ничтожный шанс, что мы все-таки увидим сериал? Возможно, SonyPictures найдет другой канал?

— Насколько я знаю, два канала отказались от нашего проекта, но, я думаю, команда продолжит предпринимать попытки продать этот проект другим каналам в следующем году. Сложно предположить, насколько они будут успешными. Сериал требует серьезного бюджета, а такие проекты труднее продвигать, насколько я понимаю.

— Кстати, по вашей оценке, в чем причины отказов? Может быть, «пилот» слабенький или все упирается исключительно в деньги?

— Вы знаете, я сам до сих пор не видел пилот. Могу сказать лишь, что кое-какие моменты в техническом трейлере, связанные с графикой, меня немного насторожили, но надо понимать, что в Сеть выложен питчролик, не предназначенный для широкой публики.

Возможно, на канал действительно произвели впечатление те затраты, которые нужно осуществить для того, чтобы сериал вышел.

https://youtube.com/watch?v=Cqlzs7O_T8A

Но, скорее всего, как мне кажется, произошло следующее: эта книга, вышедшая в 1971 году, положила начало целой новой вселенной — огромной серии произведений в разных формах (это и книги, и фильмы, и игры). И как ни печально и ни парадоксально, но, если мы сейчас будем напрямую экранизировать первоисточник, то он в представлении многих может выглядеть чем-то вторичным — аномальные зоны, сверхспособности и странные артефакты встречаются сейчас примерно в каждом втором фантастическом фильме

— К слову о появившейся вселенной — вас можно назвать большим поклонником оригинального произведения, а также всего, что создано по его мотивам? Возможно, вы фанат игры S.T.A.L.K.E.R., к примеру?

— На самом деле, я вообще не любитель игр, но мне нравится, как «Сталкер» сделан визуально. А большинство книг, созданных по мотивам оригинального произведения, не выдерживают особой критики (на этом фоне я бы выделил книгу Жарковского — он далеко уходит от «Пикника», фактичекски это его собственная новая вселенная, великолепно и вкусно выписанная).

Лина Саримова

Справка

Алексей Андреев работал над следующими проектами:

2006—2012 год — «Ку! Кин-дза-дза!» (полнометражный анимационный фильм, художник-постановщик по фонам и концепт-художник, режиссер фильма — Георгий Данелия). Фильм — обладатель приза Тихоокеанской киноакадемии Asia Pacic Screen Awards 2013 (лучший анимационный фильм), «Ника 2013» (лучший анимационный фильм), а также других престижных наград.

2014 год — «Зона», телевизионный сериал по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» (художник-постановщик) 2014 «Twisted Dagger», телевизионный сериал по мотивам произведений Г.Ф. Лавкрафта (концепт-художник) 2016 «The Roadside Picnic», телевизионный сериал-экранизация повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», Sony Pictures, режиссер Алан Тейлор (концепт-художник).

Автор многочисленных обложек книг и журналов, включая New Scientist, а также рекламного имиджа 2015—2016 для цирка Elouze (Cirque du Soleil).

«К сожалению, ситуация изменилась и, скорее всего, сериал мы так и не увидим»

— Алексей, скажите, как вы попали в зарубежный проект «Пикник на обочине»?

— В 2014 году я создал ряд концепт-артов к проекту «Зона», о котором рассказывал ранее, и их увидел Алан Тейлор. Именно из-за них он захотел со мной работать.

— Как вы отнеслись к идее очередной экранизации «Пикника»?

— Нельзя назвать ее очередной, потому что экранизаций «Пикника» в общем-то нет.

— Как минимум «Сталкер» точно был…

— Да, конечно, был Тарковский, и еще что-то делали финны. Но Тарковский создал собственное произведение, которое, на мой взгляд, не имеет отношения к «Пикнику на обочине». Аркадий и Борис Стругацкие много раз переписывали сценарий, пока он не удовлетворил режиссера. В результате «Сталкер» — это не Стругацкие, так же, как «Солярис» Тарковского — это не Лем. Это по-своему замечательные, визуально очень красивые самостоятельные произведения, не имеющие к книгам никакого отношения.

Поэтому то, что собрался делать Алан Тейлор, — это первая попытка хорошей, качественной, добротной и очень близкой к тексту экранизации этого произведения. Я читал сценарий и мне было очень приятно видеть, как бережно сценаристы отнеслись к оригиналу.

— Но есть ли расхождения? Артефакты как-то отличаются, может быть?

— Нет, артефакты практически не отличаются. Можно в трейлере, кстати, увидеть «пустышку», очень интересно сделанную. «Мясорубка» там тоже есть. Так что это как раз-таки пример того, как много сохранено. Но, конечно, расхождения неизбежны, особенно, учитывая специфику многосерийного фильма. В качестве примеров могу сказать, что вместо использования «летучей галоши», в сериале ученые идут пешком в сопровождении робота в стиле BostonDynamics.

Но основной дух, основные герои, пейзажи, атмосфера и все то, что делало для меня книгу интересной, в сценарии сохранено. Когда я увидел фото локаций, я с удивлением обнаружил, что это именно то, что я себе представлял, когда читал книгу, мне также показался очень хорошим кастинг (может быть, за исключением Кирилла, в книге он гораздо моложе) — с Шухартом однозначно попали в точку. В общем, мне показалось, что результат мог бы быть хорошим. Я очень ждал этот сериал, но, к сожалению, ситуация изменилась и, скорее всего, картину мы так и не увидим.

Parallels with the STALKER series[edit | edit source]

The STALKER series borrow a great deal of elements from the novel, to the point that they can be considered a loose adaptation. Below is a non-exhaustive list of similarities.

  • The term stalker is used to refer to the illegal scavengers combing the hostile Zone in both the novel and the games.
  • Both the Chernobyl Zone and the Visitation Zones are filled with deadly anomalies of various nature. In fact, the games borrow most of the anomalies straight from the novel;
Game anomaly nameBook Anomaly name
Burner«выжигатель»
Burnt Fuzz«жгучий пух»
Electro«разряд»
Fruit Punch«ведьмин студень»
Vortex«комариная плешь»
Whirligig«Мясорубка»
  • Artifacts (valuable anomalous objects from the Zone) are a key element of both the STALKER series and the novel.
    • In fact, the Spring artifact is a perfect small scale replica of the Full-Empty artifact discovered by Schuhart in the first chapter of the novel.
    • The Golden Sphere artifact is identical in function, both as a plot device and as an artifact, in both the novel and the game series.
    • The theme of illegal smuggling of artifacts and peddling them on the black market is prevalent in both the novel and the game series.
  • As are the vain attempts by the government to crack down on this trade.
  • The idea of using bolts to check the way for anomalies is lifted directly from the novel by the game series.

Новости о съемках

Джек Паглен решил, что замахнуться на полнометражное кино – дело гиблое, а вот сериал в век популярности постапокалиптических тем вполне может стать успешным и жизнеспособным проектом. Его идеи пришлись по вкусу представителям студии «Sony Pictures TV», которые смогли донести их ценность до «WGN America». В итоге было получено согласие на съемку пилота.

Рэдрика Шухарта в сериальной экранизации сыграет Мэттью Гуд

Пока доподлинно неизвестно, какие герои будут задействованы в новом проекте. Создатели говорят лишь о том, что сюжет будет разворачиваться на Земле, причем в самом недалеком будущем. Планету посетили представители инопланетной цивилизации, настроили неведомых объектов, а затем бесследно сгинули, оставив землянам огромное количество тайн и опасностей.

В качестве главного героя заявлен ветеран-сталкер по имени Рэд, который путешествует по аномальным зонам, исследуя наследие инопланетян. Американцы решительно заявили, что смогут создать интригующий фантастический сериал с аномальными зонами, которые могут как одарить богатством, так и отнять жизнь у смельчаков, рискнувших в них пробраться.

Сюжет

Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве; у героев нет имён — только прозвища.

Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма было зарегистрировано падение метеорита. В районе падения начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название «Зона», и поползли слухи о некоей таинственной комнате, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Зону оцепили военными кордонами и обнесли колючей проволокой.

Главный герой фильма — недавно вышедший из тюрьмы человек, которого называют «Сталкер». Он живёт в бедности с женой и больной дочерью. Сталкер зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону, несмотря на протесты своей жены. Его наняли проводником Профессор и Писатель.

Фильм начинается в чёрно-белой гамме с того, что трое героев, оторвавшись от военного патруля, проникают в Зону. Здесь картина становится цветной. Цель путников — найти ту самую Комнату. Выясняется, что вход в неё расположен в нескольких сотнях метров от начала пути. Сталкер требует, чтобы спутники беспрекословно подчинялись его указаниям, объясняя, что прямой путь в Зоне не самый короткий. Профессор согласен, а Писатель, который отправился в Зону в поисках выхода из творческого кризиса, относится к угрозам и предупреждениям Сталкера об опасности Зоны скептически. Троица отправляется в долгий обходной путь.

В чём конкретно состоит опасность ловушек, в фильме не раскрывается, но к концу путешествия Писатель, столкнувшись с некими аномалиями, больше не спорит со Сталкером. Благополучно избежав всех ловушек Зоны, в том числе и самой опасной из них — «мясорубки», — герои добираются до Комнаты. Профессор, как выясняется, имел своей целью не загадать желание, а уничтожить Комнату, он принёс в Зону созданную им вместе с его коллегами 20-килотонную бомбу. Своё намерение он мотивировал стремлением предотвратить претворение в жизнь опасных подсознательных желаний, которые могут привести к гибели человечества. Сталкер убеждает его, что уничтожать Комнату нельзя, иначе люди потеряют надежду, которую и давал им Сталкер, приводя в Зону. Писатель отказывается загадывать желание, объясняя это тем, что никому не дано в полной мере понять и признать свои самые сокровенные мечты, и поэтому использовать Комнату в своих целях никто не сможет. Поняв, что в Зону ходить бессмысленно, как и разрушать Комнату, Профессор разбирает и выбрасывает бомбу. С порога Комнаты герои, так и не загадав желания, уходят назад. Сталкер возвращается домой к жене и дочери. Он говорит жене, что в людях не осталось веры, необходимой как для похода в Зону, так и для жизни.

В последнем эпизоде фильма дочь Сталкера внезапно обнаруживает парапсихологические способности.

В ролях

АктёрРоль
Александр Кайдановский  Сталкер
Алиса Фрейндлих  жена Сталкера
Николай Гринько  Профессор (озвучивает Сергей Яковлев)
Анатолий Солоницын  Писатель
Наташа Абрамова  Мартышка (дочь Сталкера)
Файме Юрно (в титрах Ф. Юрна)  13 мин, дама за рулём кабриолета, её прогоняет Сталкер
Е. Костин  Люгер, буфетчик
Раймо Ренди  патрульный полицейский
Владимир Заманский телефонный собеседник Профессора (голос)

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Стругацкие, Аркадий и Борис
  • Режиссёр-постановщик: Андрей Тарковский
  • Операторы: Александр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
  • Художник-постановщик: Андрей Тарковский, Александр Бойм
  • Художник: Шавкат Абдусаламов
  • Композитор: Эдуард Артемьев
  • Звукорежиссёр: Владимир Шарун
  • Дирижёр: Эмин Хачатурян
  • Монтаж: Людмила Фейгинова
  • Художник по костюмам: Нелли Фомина
  • Художники: Рашит Сафиуллин, Владимир Фабриков
  • Ассистент режиссёра: Мария Чугунова, Евгений Цымбал
  • Директор фильма: Александра Демидова

«Трудно быть богом», 2013, реж. Алексей Герман-старший

https://youtube.com/watch?v=IoAfFJi18pk

Если фильм «Обитаемый остров» – это гимн прогрессорству, содействию более отстающим расам стать более цивилизованными, то «Трудно быть Богом» – книга, которая забивает последний гвоздь в крышку гроба идеи прогрессорства. Те идеалы, в которые верили братья Стругацкие, начиная описывать прекрасный Мир Полудня, таят окончательно. Богом, как оказалось, действительно быть трудно, и это наглядно показано на истории ученого Антона, который отправился с Земли в «отстающий» мир Арканар, став там доном Руматой, чтобы сеять там разумное, доброе, вечное. Не получилось. Не выдержал представитель высокой расы испытания на человечность.  Если в начале фильма у Руматы «сердце полно жалости», то к концу фильма, когда жестоко убивают его возлюбленную, мы видим осатаневшего благородного дона Румату, который крушит и рвет на части всех, кто попадается ему под руку. 

Роман был закончен в 1963 году, а вот фильм по роману, который задумал снять режиссер Алексей Герман, начал проектироваться в 1967. Ему помешали события Пражской весны, когда в Чехии были подавлены уличные волнения. Тема захвата королевства Серых Черными (а в книге главным Черным становится интриган и противник любого творческого начала дон Рэба) была слишком выпуклой и очевидной, что фильму тут же дали красный свет. Кстати, в самом первом варианте «Трудно быть Богом» дон Рэба назывался «дон РЭБИЯ». Но когда редактор издательства прочитал этот вариант, он сказал, что «такую анаграмму только ленивый не разгадает», и авторы оставили просто «Рэба».

Фильм в итоге снимали 14 (!) лет. В прокат он вышел уже после смерти режиссера, «техническими доделками» занимался его сын Алексей Герман – младший. На главную роль пригласили Леонида Ярмольника, и зрители потом говорили, что такого Ярмольника они видели впервые. Очень сильно отличался воплощенный Ярмольником образ от привычного всем «цыпленка табака».

По воспоминаниям актера, Герман «хотел тормознуть, остановить всех. Заставить на секунду опомниться. До самой сути хотел дойти, до элементов, чтобы мы поподробнее это все рассмотрели, чтобы у зрителя не было ощущения, что он что-то прозевал». Поэтому съемки были необыкновенно сложными. Причем все костюмы, обстановка, предметы обихода – все было не бутафорским, а настоящим. И 25-килограммовые доспехи, в которых надо было как-то забраться на лошадь, и пронзенная стрелой собака. «Нужно было очень любить Германа, чтобы не то что прощать ему это, но пробовать сделать то, что он придумал», – говорит Ярмольник в одном интервью.

К сожалению, когда фильм вышел на экраны, ни Алексей Герман, ни Борис Стругацкий не увидели его. Режиссер и писатель ушли из жизни до премьеры. Но писатель, зная о ходе съемок, говорил, что не сомневается, что фильм получится отличным, а работу режиссера многие критики оценили как «лучший фильм в его карьере».

Предыстория съемок сериала

В сентябре 2015 года в СМИ появилась информация о том, что американский телеканал WGN America заказал пилотную серию «Пикника на обочине». Был известен сценарист, режиссер и продюсер. В 2016 году на главную роль был утвержден актер Мэттью Гуд, а в феврале 2017 года зрители наконец увидели трейлер к сериалу. Все шло прекрасно, пока кинокомпания, ничего не объявляя, приостановила съемки 1-го сезона, отказавшись даже от пилотной серии. Но сюжет есть, режиссер готов к работе, а значит сериалу быть.

Последние статьи

  •   10 лучших ролей Ирины Скобцевой: Пост памяти жены легендарного режиссёра Бондарчука и талантливой актрисы сегодня, 17:57
  •   4 российских олигархов, которые не променяли своих жен на молоденьких подруг сегодня, 15:46
  •   Почему «педагог» — это обидно, а «идиот» — нет: История распространённыхе слов, о происхождении которых многие и не догадываются сегодня, 14:15
  •   14 фото, когда животные своими шуточками чуть не довели до инфаркта хозяев сегодня, 11:50
  •   Как юморист Михаил Галустян спасает свой брак от кризиса сегодня, 10:14
  •   Куда пропала звезда фильма «Ты у меня одна»: Судьба одной из самых красивых актрис 1990-х Светланы Рябовой сегодня, 08:55
  •   8 актрис, чья беременность в кадре оказалась сущей правдой, а не бутафорией 19.10.2020, 23:26
  •   16 знаменитостей, которые были близкими друзьями, но стали заклятыми врагами: Ксения Собчак и Анастасия Волочкова и др 19.10.2020, 19:03
  •   Художники с особенностями, которые не могли рисовать, но умудрялись творить и стали знаменитыми 19.10.2020, 17:13
  •   Можно ли материться, но прослыть культурным человеком, или Почему русский мат сегодня так популярен 19.10.2020, 16:22

Все статьи

Что значит цвет в теории фен-шуй

Еще древние обнаружили и поняли, что цвет несет с собой энергию и вибрацию, которая имеет воздействие на душу и тело человека, а также на активность работы внутренних органов. По древнекитайской теории фен-шуй цвет нужно выбирать, исходя из одной из следующих теорий: теории Пяти стихий и теории Инь и Ян. Теория Пяти стихий – основа данного учения, согласно ей энергия добра Ци может существовать в любых формах, что называют стихиями: Вода, Огонь, Земля, Дерево, Металл.

  • чтобы усилить воздействие стихии Воды в интерьере гостиной нужно использовать цвета синий, голубой, черный и все их оттенки;
  • к стихии Металла относятся такие цвета как серый и серебристый;
  • энергию стихии Огня усиливают красный и оранжевые цвета;
  • энергию стихии Дерева поддержат зеленый цвет и все его оттенки;
  • и наконец, стихия Земля проявляется в таких цветах как коричневый, красный, желтый, бежевый.

Согласно теории Инь и Ян все светлые цвета, например, белый, желтый, красный относятся к мужскому началу Ян, а темные, например, черный и синий – к женскому началу Инь. Кроме того, цвет комнаты по фен-шуй можно выбирать, ориентируясь на стороны света.

Так для востока и юго-востока характерны зеленые оттенки, для южной части света – красный и оранжевый, для запада и северо-запада – серебристый, золотой, металлический, белый, для севера – синий, черный и фиолетовый. Согласно этому, нужно выбирать цвет для гостиной комнаты, для того чтобы привлечь положительную энергию, но об этом мы поговорим далее.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации