Андрей Смирнов
Время чтения: ~26 мин.
Просмотров: 0

Викинги: вальхалла

Характер Вальхаллы

Хотя, говоря о том, что такое Вальхалла, ее часто сравнивают с раем, аналогия эта все-таки довольно условна. Конечно, попасть туда после смерти было мечтой и заветным желанием любого викинга. Но ожидания этих воинственных людей от рая были несколько иными, чем те, с которыми ассоциируются занебесные выси у нас – наследников многовековой христианской культуры.

Вальхалла в представлении древнего викинга — это огромный дворец (можно сказать, просто зал или тент, учитывая понятия о дворцах в среде древних скандинавов), кровля которого сложена из позолоченных щитов, подпираемых копьями. Во дворец этот ведут 540 врат. Утро в Вальхалле начинается с кровавой бойни. Все ее жители облачаются в доспехи и бьются друг с другом насмерть, пока никого не останется в живых. Затем все воины чудесным образом воскресают, их раны заживают, а отрубленные части тела отрастают вновь. Воскресшие и исцеленные воины продолжают свой день грандиозным пиром. Основное блюдо этого застолья – неистощимое мясо вепря по имени Сехримнир. Его закалывает ежедневно повар Одина, и, как и сами воины, он ежедневно воскресает из мертвых целым и невредимым. А напитком для пирующих эйнхериев служит медовое молоко, которое обильно дает коза Хейдрун. Это животное также живет в Вальхалле и питается листьями древа Иггдрасиля. Полноту картине воинского рая придают, конечно же, девушки, называемые валькириями. Они появляются каждый вечер, в конце пирования, и в течение всей ночи ублажают обитателей этого расчудесного места. И все эти мероприятия ежедневной программы возглавляет бог Один – глава скандинавского божественного пантеона.

Вот так и представляли себе идеальный мир древние викинги – грубо, приземленно и несколько меркантильно. Впрочем, что еще требовалось древнему солдату, помимо экстрима битвы и чувственных удовольствий? Но была после смерти для викинга и другая альтернатива, так как Вальхалла — это не единственное пристанище мертвых.

Как попасть в Вальхаллу

Чтобы стать дружинником Одина, было несколько способов:

Хозяин Вальхаллы отбирал для себя наилучших воинов. У викингов была вера, что Один мог преднамеренно подсылать валькирий на поля сражений, чтобы мешать им драться. Когда воины неожиданно спотыкались или промахивались, это означало, что Одину хочется скорее заиметь их в своих чертогах;
Когда воины доживали до преклонного возраста, они могли отойти в мир иной с помощью ритуального самоубийства через повешение на дубовом дереве. Таким путем, они повторяли жертвенность самоубиения Одина. Он повесился для постижения мудрости рун;
Третий способ был самым сложным. Это принятие мужественной смерти через специфичную казнь, так называемого «кровавого орла». Если викингам удавалось стерпеть этот вид казни беззвучно, тогда вход в Вальхаллу для них считался делом решенным. Они даже могли занять почетные места среди ледяных воинов Одина;
Принято считать, что других путей в Вальхаллу не было, хотя кое-что еще было. Плененному противнику викинги не часто давали умирать с достоинством, однако мужественным воинам было известно, как оказаться в Вальхалле даже в таком случае. Они обращались с просьбой, чтобы им распороли животы и прибили кишки к большому столбу. Далее храбрецы ходили вокруг него смеялись над своим противником, при этом кишки также заматывались

Если они не теряли выдержку и отважно переносили боли, враг сжигал их тела, запрашивая Одина о принятии к себе доблестных воинов.

Нити жизни

Вознесение в Вальхаллу происходило сразу же после того, как мужчина испускал дух. Павшим на поле боя он становился вовсе не случайно: вопрос о дальнейшей судьбе решали валькирии

Говорили, что, будучи раньше обыкновенными земными девушками, они обращали внимание на внешний вид и удачу бойца. То есть с собой забирали только наилучших, тех, кто им понравился: юных, статных, красивых, бесстрашных, мужественных и благородных

Вот почему сложить голову в бою считалось для викингов высшей наградой. После их смерти героев чтили как самых достойных, избранных.

Валькирии, будучи девами судьбы, пряли нити жизни. Но эта пряжа страшна: основой ткани служили человеческие кишки, вместо ткацких инструментов у них были орудия убийства – мечи, стрелы и копья, вместо грузил – черепа умерших людей. Они сами решали, когда оборвать пряжу и тем самым лишить человека жизни. Кстати, попав в рай, викинги не унывали: днём они продолжали воевать, а вечером садились за праздничный стол, поедая мясо волшебного вепря.

Валькирии

Они встречают воинов на пути в Вальхаллу. Валькирии – девы, которые определяют судьбу героя: пасть ему в бою или нет. Имена воительниц прямо указывают на род их занятий: Хильд – Битва, Христ – Потрясающая, Мист – Туманная и так далее. Первоначально валькирии были ангелами смерти: они проносились над войском, верша судьбу бойцов. Наслаждаясь видом крови и сценами убийств, они выбирали свою жертву и уносили её в Вальхаллу, где герои продолжали совершенствовать военное искусство и наслаждаться пиршествами.

Уже в поздней мифологии образы дев стали романтическими: их описывали как девственниц-красавиц с белой кожей, золотистыми волосами и огромными голубыми глазами. Бывших воительниц сравнивали с лебедями, которые кружили над полем битвы, орошая его слезами-росами. Англосаксонские легенды гласят, что некоторые из валькирий произошли от прекрасных эльфов. Другие были когда-то обыкновенными земными девушками, дочерьми знатных князей: боги избрали их исполнять почётную миссию.

Вальхалла в скандинавской мифологии

Небесный чертог встречается на протяжении всей германо-скандинавской мифологии. Является ключевым и значимым местом — местом встречи богов и героев.

Упоминания о Вальгалле можно встретить в:

  1. Младшей Эдде
  2. Речах Гринмира — части Старшей Эдды

Valhalla — иллюстрация к Младшей Эдде Снорри Стурлусона XIII век.

     Вальгалла

Тянется сердце не к дому, а в бой,
Ликует душа пред сраженьем!
Таким уж рожден скандинавский герой –
Ему лишь в войне упоенье!

Поднимем же, воины, кубки с вином
Во славу побед предстоящих!
Нам наши мечи вручены Всеотцом,
Отлиты из гнева скорбящих.

Скорбящих о павших на бранных полях
Героев, чей гнев безграничен;
Застыл он в мерцающих мщеньем очах,
Горящей душе стал привычен.

Поднимем же кубки за сладкую месть,
Да, смерть мы на смерть обменяем!
Не будет поругана воина честь,
Разить мы врагов не устанем.

Хельхейм содрогнется от стонов и мольб
Сраженных оружием нашим;
Познает и недруг глубокую боль –
Наш гнев беспощаден и страшен!

Поднимем же кубки во славу богов,
Споем о валькириях песни.
Нам до Вальгаллы – десяток шагов,
А там – каждый воин воскреснет.

Стремленье к победе – черта храбреца,
Сын Севера сдаться не может;
Он к цели своей идет до конца,
Преграды в бою уничтожит!

Поднимем же кубки за павших в бою,
Кто храбро и верно сражался,
Под меч подставляя кольчугу свою,
И с жизнью достойно расстался!

Поднимем же кубки за тех, кто сейчас
Со мною сидит в этом зале.
До битвы остался единственный час…
Что ж, встретимся, други, в Вальгалле!

Анастасия Ефремова

Запись украшают работы художников:

  1.  — Valhalla
  2. Irina Nordsol Kuzmina — New guy in Valhalla
  3. Sara Masperi — Valhalla Gate
  4. Paul Spitzyn — Dreams of Valhalla

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.

Развитие представлений о Вальхалле

Раз уж мы говорим в первую очередь о Вальхалле, то нужно сказать и несколько слов о развитии представлений об этом месте. Изначально оно не было местопребыванием боевой элиты викингов после их смерти. Наиболее архаичное значение корня валр- связывается в индоевропейском языке с умершими вообще. И лишь на почве германской духовности оно постепенно приобретает узкоспециализированный смысл. Но даже в узком своем смысле на самых ранних этапах Вальхалла выступала местом, куда попадают души вражеских пленных воинов, которых затем приносили в жертву Одину. Отсюда происходит и название девушек — обитательниц Вальхаллы, то есть валькирий. Валькириями изначально назывались женщины, которые проходили среди рядов пленных солдат и выбирали из них тех, кого надлежало принести на алтарь Одина. «Тот, кто выбирает мертвых» — именно так переводится слово «валькирия». Лишь впоследствии они превратились в сверхъестественных воительниц, помогающих Одину отбирать для себя души на поле боя. Дорога в Вальхаллу избранных также обеспечивалась и сопровождалась ими.

Структура Вальхаллы, трансформация образа

Что касается самого «зала павших», то конструктивно чертоги Вальхаллы представляют собой один огромный зал, крышей которому служат позолоченные щиты эйнхериев. Стены зала – это ряды копий, которыми сражаются герои Вальхаллы. Зал имеет 540 дверей, в час Рагнарек, когда Хеймдаль затрубит в рог Гьяллархорн, из каждой двери выйдут по 800 воинов. В сумме получается 432 тысячи эйнхериев

Здесь важно отметить, что в эддических текстах нет ни одного упоминания о том, куда после гибели попадают женщины-воительницы. Вообще, скандинавский эпос достаточно скуп на подобные образы, ведь если, к примеру, вспомнить Брюнхильд, то она была не обычной женщиной, а валькирией

Посреди Валгаллы располагается Хлидскьяльв, трон Одина, восседая на котором, Всеотец может обозревать все миры. Однако это спорный вопрос, потому что в части «Видение Гюльви» из «Младшей Эдды» говорится, что Хлидскьяльв находится в чертоге Валаскьяльве, отношение которого к Вальхалле неизвестно.

Так или иначе, но для викингов Вальхалла, без сомнения, воспринималась, как рай, единственное место, достойное души воина. С течением времени миф о Вальгалле, о воинстве эйнхериев Одина пережил существенные метаморфозы. Позднегерманские племена называли героев Вальгаллы не эйнхериями. Войско погибших воинов во главе с Одином называлось Асгардрейден или Дикая Охота, которая, согласно легендам, появлялась на небе, как предвестье великой войны, раздора и хаоса.

В этом контексте нельзя не отметить тот факт, что образ Валгаллы претерпел существенные изменения в эпоху христианизации европейского севера. В работах первых христианских миссионеров Вальхалла викингов ассоциируется вовсе не с раем. Христиан пугала фанатичность северных воинов, их готовность умереть в бою за правое дело. Поэтому образ Валгаллы был очернен, его представили адом. При этом ежедневная гибель эйнхериев с последующим перерождением выдавалась за наказание грешников. Как не трудно догадаться Один в таком контексте выступал вовсе не великим богом.

Однако у северных народов ведическая традиция и стремление попасть в Вальхаллу оказались сильнее подлых попыток христиан подменить исконную веру ложной религией. Об этом можно судить хотя бы по потому, что в настоящий момент одной из государственных религий Исландии является Асатру (или Трот), что дословно означает «вера в асов». А норвежский спецназ до сих пор использует легендарный боевой клич «Till Valhall!», что дословно значит «В Вальхаллу!»

По церковному

History отказались от авантюры

History сами заявили о спин-оффе, но руководство канала четко дало понять, что участвовать в этом проекте они не хотят. На самом деле странно, что каналом было принято такое решение – история про викингов пользовалась популярностью и привлекла на площадку немало новых зрителей.

В общем, теперь нести историческую драму в массы предстоит Netflix. Стриминговый платформа никогда не отказывается от новых проектов, тем более, когда они обещают показать неплохие результаты. Больше никаких перемен в месте дисклокации новинки не предвидится — продюсеры уже заказали 24 эпизода нового сиквела под названием «Викинги: Вальхалла». Дата выхода новой саги состоится не раньше осени 2021 года, так как работа над ней начнется после показа финальной главы оригинала.

Любопытно вот что – было заказано целых 24 эпизода. Неужели, все 24 серии будут включены в один сезон? Или Netflix настолько уверены в результате, что решили подготовить сразу 2 сезона? Создатели пока ничего не говорят на эту тему, хотя зрителям кажется, что такое количество эпизодов для одной даты выхода – многовато.

Пару слов о сюжете «Викинги: Вальхалла» – события перенесут нас на целый век вперед после финала оригинала. Героям предстоит бороться за выживание, отвоевывать свое право на существование и покорять новые земли. Никакой конкретики по актерскому составу, также нет. Шоураннером выбран Джеб Стюарт, а остальные участники процесса перейдут из группы первого проекта вселенной.

Прямо сейчас мы готовы поделиться с вами любопытными фактами о сериале викинги, а также предполагаемыми днями премьеры — даты выхода серий нового сиквела о викингах под названием «Вальхалла» ищите в нашем расписании.

Любопытные факты

Пока «Викинги: Вальхалла» остаются для нас большой загадкой, поговорим о их предшественниках и вспомним, что любопытного мы знаем о многосерийной ленты.

  • Кэтрин Уинник, исполнительница роли Лагерты, имеет официальный документ, подтверждающий ее профессию телохранителя. До того, как стать актрисой, Кэтрин обучала актеров боевым искусствам для съемок;
  • Разгневавшая всех смерть Сигги на самом деле была просьбой актрисы, исполняющей эту роль. Девушка больше не могла принимать участие в съемках по семейным причинам;
  • Личность Рагнара до сих пор является объектом споров. Это имя упоминается в некоторых древних легендах, однако его существование не доказано;

  • Для Трэвиса Фиммела сериал стал трамплином в актерскую карьеру. Ранее мужчине доставались только мелкие незаметные роли;
  • Сценарист ленты переживал смерть каждого из персонажей, как собственную трагедию. Мужчина признался, что эта работа стала для него самой сложной в эмоциональном плане.

Теперь еще больше интересно, отправляться ли Викинги в Вальхаллу после даты выхода нового сериала. С нетерпением ждем возращения скандинавского приключения на экраны.

Какой виделась Вальхалла в христианские времена

Весьма интересно, какого мнения о Вальхалле были первые христиане, которые узнали про рай суровых северных воинов. Первые миссионеры, посетившие скандинавов и узнавшие аспекты их суровой религии, были поражены до глубины души. Христиане и так считали викингов настоящими демонами, а узнав, что их рай напоминает христианский ад и вовсе утвердились в своём мнении. Ежедневное воскрешение воинов для того, чтобы на следующий день опять убивать друг друга, было трактовано христианами как муки грешников в аду. Сам Один в этом месте являлся воплощение сатаны.

Несмотря на принятие норвежцами христианства, многие язычники бежали в Исландию, где до наших дней сохранилась религия Асатру (что означает вера в Ассов). Современные исландские воины спецназа до сих пор используют боевой клич викингов «Till Valhall!», который в переводе на наш язык означает « В Вальгаллу!».

Вальхалла – рай доблестно павших

В скандинавской, а позже и в германской мифологии Вальхаллой назывался один из чертогов Асгарда, которым правил Один. Этимология слова Вальхалла (также Вальгалла или Валгалла, современная транскрипция допускает все три варианта) достаточно четко передает сущность образа. С древнеисладского «Valhöll» переводится как «зал павших». В прагерманском языке его заменяет словоформа «Wallhall» с аналогичным переводом.

Для викингов Вальхалла была местом, в которое мечтал попасть каждый воин. Души доблестно павших в бою подбирали валькирии, и половина этих душ отправлялась в Валгаллу к Одину (вторая половина направлялась в Фольквангр к Фрейе). Попавшие в Вальгаллу викинги становились эйнхериями, личной гвардией Одина, войском Асгарда, которое выступит против великанов в час Рагнарек. При этом воины Вальгаллы ведут жизнь, достойную настоящих викингов. Каждое утро они облачаются в доспехи и идут сражаться друг с другом. К завтраку их раны залечиваются, а погибшие воскресают. Тогда герои Вальхаллы садятся за большой стол и начинают пировать. Пьют они мед, который дает коза Хейдрун. Хейдрун живет в Вальгалле, питаясь листьями Иггдрасиля. А едят воины мясо кабана Сехримнира, которого каждый день готовит Андрхримнир, и каждое утро кабан оживает вновь. По ночам эйнхерии расходятся по Вальхалле, и к ним приходят прекрасные девы (не валькирии!), которые ублажают их до самого утра.

Однако в Вальхаллу можно было попасть иначе. Если воин был храбр, умел и удачлив, он мог и не погибнуть в битве, дожив до старости. Тогда он совершал ритуальное самоубийство – вешался на дубе, повторяя акт жертвоприношения Одина. Третий вариант – казнь «кровавый орел». Если обвиненный в бесчестии воин выносил казнь, не издав ни единого звука, он также мог рассчитывать на Валгаллу.

Врата Вальхаллы

Говоря о Валгалле, нельзя не вспомнить ворота Вальгринд. Упоминание этих ворот встречается лишь в одном месте «Старшей Эдды» (песнь «Речи Гримнира»), однако данный образ стал причиной серьезных споров в среде скандинавоведов, так как истинное назначение ворот неясно. В Эдде Гримнир говорит, что Вальгринд – ворота Вальхаллы, которые могут открыть лишь мертвые, избранные Одином или Фрейей. При этом ворота Вальхаллы уникальны, они обладают сложным запорным механизмом, который был создан темными альвами (теми, которые также отковали копье Гунгнир и корабль Скидбладнир). Те, кто не достоин открыть ворота Вальхаллы, коснувшись замка, будут навеки скованы.

Шведский публицист и фольклорист Виктор Рюдберг полагал, что слово Вальгринд («Þrymgjöll») с древнеисландского переводится как «громко хлопающие». Вероятно, это может быть образное именование громовых раскатов. Тем не менее, Рюдберг также находил аналогию между скандинавским мифом о темных альвах, создавших замок для врат Вальхаллы, и троицей рибху, упоминаемой в Ригведе. Рюдберг, таким образом, предполагал, что обе религии имеют в основе общий индоевропейский мифологический базис.

Любопытно отметить, что Вальхалла – это еще и исторический объект, находящийся возле Регенсбурга, на правом берегу Дуная. Это небольшой архитектурный комплекс, в котором стоят бюсты великих германцев, не только воинов, но и монархов, ученых, деятелей культуры и искусства. Здание Вальгаллы было построено в начале XIX века по приказу Людвига I, короля Баварии. Фактически немецкая Вальхалла, спроектированная Лео фон Клинце, повторяет форму и размеры Парфенона афинского акрополя. На данный момент в Валгалле 96 бюстов и 193 памятных знака. Среди них есть и русские деятели, имеющие немецкие корни, например, Екатерина Великая.

Советуем почитать:

  • Сессрумнир – зал Фрейи
  • Символ трикветр (трикветра, триквестр)
  • Фрейя – богиня войны и страсти
  • Альвхейм – светлый мир магии
  • Ведфельнир и безымянный орел

Легенды о вампирах: Правдивая история из Кисилова / Vampire Legends: The True Story of Kisilova (2013)

Опять не спокойно в Габсбурской империи. Пятьдесят лет прошло, как отбушевала чума в Европе, но известие пришедшие с окраины о необычных смертях, заставляет снова волноваться. В маленький сербский городок отправляются королевские следователи, чтобы расследовать непонятные смертельные случаи и предоставить отчет. Неприветливо их встретила …

Год выпуска: 2013Жанр: Поиск ПредметовРазработчик: Organic to Didital StudiosИздательство: Big Fish GamesСайт разработчика: http://www.o2d.com/Язык интерфейса: РусскийПлатформа: PC — OS: Windows XP/Vista/7 — CPU: 2.5 GHz — RAM: 1024 MB — VRAM: 128 MB — DirectX: 9.0 или выше — HDD: 1,33 ГБ

PC игры / Сasual games
Подробнее  

Темный мир Хель

Кроме двух описанных загробных пристанищ также нужно упомянуть и о мире, называемом Хель. По схеме древа Иггдрасиль это нижний, потусторонний мир, характеризуемый как темное и безрадостное место. Для древнего викинга все остальные загробные миры были предпочтительнее, чем это место. Название его происходит от слова, означающего «скрывать». Насельники Хель не имеют своего именования. А времяпрепровождение их заключается в пировании с Хель – богиней и владычицей этого мира, носящего ее имя. Впрочем, поздние легенды упоминают о том, что в северной части Хель мучаются грешники и нарушители клятв. Однако это может быть позднейшим христианским наслоением. В целом же считается, что Хель — это наиболее архаичная форма представлений скандинавов о загробном мире. Туда попадали все умершие. С дальнейшим развитием мифологемы и дифференциации миров Хель стал рассматриваться как пристанище в первую очередь тех, кто скончался от болезни или от старости.

Загробная жизнь эйнхериев

В Старшей и Младшей Эдде, а также в других скальдических текстах неоднократно упоминаются сюжеты, связанные с тем, как эйнхерии живут в Вальхалле. В частности, в Эддах говорится о том, что воины Вальхаллы каждый день выходят на битву и каждый вечер «мирно пируют». Нет прямых упоминаний о том, что эйнхерии сражаются с каким-то внешним врагом, так что речь здесь вполне может идти о тренировочных спаррингах. Немаловажный момент заключается в том, что даже самые жестокие раны эйнхериев всегда затягиваются, иными словами они потенциально бессмертны.

Эйнхерии пьют мед, который течет из вымени козы Хейдрун. Неизвестно, какими свойствами обладает этот напиток и справедливо ли отнести его к числу алкогольных (однако, делая скидку на традиционную воинскую культуру Древней Скандинавии, это более чем вероятно). Едят эйнхерии мясо, которое принадлежит огромному вепрю по имени Сехримнир. Сехримнира каждый вечер готовит главный повар Асгарда, Андхримнир. Ключевая особенность этого волшебного вепря заключается даже не в том, что он способен прокормить потенциально неограниченное число воинов. Каждый вечер Сехримнира съедают, но каждое утро он вновь оживает, становится целым и невредимым (также как и козлы Тора).

Фактически Вальхалла – рай для скандинавских воинов, так что стать эйнхерием, вероятно, мечтал каждый из них. Но здесь существовал ряд довольно смутных и неоднозначных критериев. К примеру, в некоторых источниках говорится следующее: чтобы воин был принят в эйнхерии, валькирии должны найти его убитым, но не выпустившим оружия из рук. В традиционных эддических текстах такого упоминания нет. Зато в Старшей Эдде говорится о том, что в Вальхалле мед эйнхериям подносят именно валькирии, и вместе они составляют свиту Одина. При этом валькирии не служат эйнхериям, вероятно, они обладают равным статусом и об этом говорит тот факт, что и валькирии, и эйнхерии будут вместе биться во время Рагнарека.

Устройство Вальхаллы и чертогов Одина

Чертоги Вальхаллы были в виде большого пиршественного зала, но крыша в них была из золотых щитов гвардейцев Одина, именуемых эйнхериями. Стены были изготовлены из громадных копий воинов, пирующих в зале. С утра выходя на битву, они разбирали и забирали все с собой.

В праздничной зале 540 дверей, из каждой должны были выйти по 800 воинов, когда настанет время Рогнарека. В общем, выходило 432000 воинов для поддержки богов в их битве против великанов.

Женщины в культуре викингов пользовались довольно-таки привилегированным положением и нередко бились наравне с мужчинами. Однако скандинавские саги не упоминают о месте попадания после смерти прекрасных воительниц. Единственная, упоминаемая в сагах женщина — это Брунхильда, которую сослали в качестве кары на землю и лишили статуса валькирии. Согласно древним сагам она ни человек, ни валькирия.

Сага о викинге

Название этого фильма мы будем использовать только в его изначальном виде «Valhalla rising». И все благодаря отечественным переводчикам, которым хватило ума назвать фильм «Вальгалла. Сага о викинге.» Все бы ничего, но главный герой не был викингом по происхождению. Вообще, весьма надоели идиотские переводы иностранных фильмов на наш манер. Почему нельзя перевести так, как есть в исходнике, хотя бы дословно? Смысла было бы намного больше.

Режиссер этого фильма Николас Виндинг Рефн — тот самый человек, кто подарил миру кинематографа фильм-биографию о самом опасном преступнике Великобритании. Его «Бронсон» по праву занимает место среди самых колоритных и атмосферных картин современности

Такая вывеска не может не привлечь внимание к любым другим работам этого датского режиссера

«Valhalla rising» — необычная картина, смотреть ее нужно с особым настроем. Психоделическая составляющая фильма зашкаливает до предела, усиливаясь все больше и больше, то благодаря музыкальному сопровождению, то «орущей» и давящей тишине. Но отдельного внимания требует операторская работа Мортена Сёборга. Таких пейзажей вы, уверен, не видели давненько, многие и вовсе никогда. Никаких резких переходов и рывков камеры, никакого искусственного экшена. Складывается ощущение, что взгляд идет со стороны зрителя, как будто вы по-настоящему находитесь в гуще событий. Камера плавно следует по сюжету, запечатляя исключительно нужные и важные моменты.

Многие посмотревшие эту картину, не могут создать какой-то единый образ и единое понимание увиденного на экране. И это прекрасно. Создать фильм, который станет настоящей головоломкой для зрителя — это ли не верх искусства кинематографа. Вы увидели историю, вы заразились ее настроением, углубились в атмосферу происходящего. Так решите для себя наконец, что вы увидели? Причем суть не в том, что увидел кто-то другой. Или что сказали кинокритики

Важно то, что понял ты, посмотрев «Valhalla rising»

Обитатели Вальхаллы

С самой верхушки Древа мира стекает медовая роса: над её бесконечным потоком кружатся пчёлы, собирающие нектар. Падая на землю, она образует величественное озеро, в котором плавают белоснежные и грациозные лебеди. Викинги верили, что эти птицы волшебные. Именно в них любили превращаться валькирии — главные помощницы и спутницы верховного бога Одина. На пути в Вальхаллу павшие воины неизменно встречали перевоплощённых в пернатых созданий дев: они и провожали героев прямо к входу в рай — «Воротам мёртвых» (Вальгринд).

В мифологии порог Вальхаллы описывается как блестящая роща. В ней растут необычные деревья: их листья сделаны из красного золота, которые отражают яркие лучи солнца. На самой кровле рая, сделанной из щитов, стоит Хейдрун — коза, поглощающая листья ясеня и дающая хмельной мёд. Этот напиток, текущий из вымени, наполняет огромный жбан, который пирующие воины опустошают, напиваясь допьяна. Рядом с козой стоит олень Эйктюрнир: с его дубовых рогов капает влага и наполняет кипящий котёл — ту отправную точку, от которой берут начало двенадцать земных рек.

Сюжет

Краткое описание

Копатыч отправляется в «отпуск» — так он именует ежегодную зимнюю спячку. В своих снах медведь попадает в медвежий рай — Вальхаллу — место, полное мёда, рыцарских поединков и интересных историй. Когда Ёжик с Крошем узнают об этом, они хотят отговорить своего друга отправляться туда, но в конце концов понимают, что для каждого есть свой райский уголок.

Полный сюжет

В позднюю осень, примечая уже начинающие падать с неба снежинки, Копатыч рассказывает Пину, что ему ну очень не нравятся холода, и вообще, уже пора в отпуск, ведь он весь год «пахал как проклятый». На вопрос, куда медведь думает отправиться, тот отвечает, что собирается поехать в «самое прекрасное место на свете» — в Вальхаллу.

В это время Ёжик с Крошем как раз читали об этом месте, попутно изготовляя фанерные солнца. Оказалось, что это — пристанище для павших в битве воинов, где они вечно празднуют и рассказывают о своих подвигах. Дочитав статью про Вальхаллу, друзья взяли все получившиеся макеты и отправились разносить их по домам остальных смешариков, дабы каждому подарить один из них: эти солнца, как считали ребята, должны поддерживать уровень радости в организме.

Сначала они решили зайти к уже вовсю собиравшемуся в отпуск Копатычу и подарили ему один из макетов. Тогда Крош с Ёжиком, застав своего друга упаковывающим вещи в чемодан, и узнали, что он готовится на несколько месяцев уехать в какое-то секретное место, в котором «много мёда, интересные истории, рыцари и рыцарские турниры». Убедившись, что там безопасно, они пошли дальше разносить фанерные солнца. Однако рассказ Копатыча о том самом месте заставил Ёжика задуматься, не это ли Вальхалла, о которой он недавно прочитал в книжке.

После того, как Копатыч собрал все вещи, он направился к Совунье, дабы попрощаться с ней. Угостившись пельменями и повздыхав с хозяюшкой, не усмотревшей за блинчиками с мёдом, о том да сём, медведь пошёл прощаться с остальными жителями долины. Гуляя по пляжу, он встретил на своём пути Пина, которому Крош с Ёжиком решили подарить такое же искусственное солнышко. Пингвин рассказал друзьям о своём новом изобретении, которое может позволить смешарикам согреваться даже в холодное время года. На такое Копатыч ответил, что, мол, скоро он будет согреваться «там, где всегда тепло».

Крош, Ёжик и Пин направились согреваться в ангар пингвина, в котором и было установлено его изобретение. Ребята лежали на шезлонгах под обогревателями и размышляли, куда же всё-таки отправился их друг-медведь. Вспоминая всё то, что рассказал Копатыч об этом месте, Крош пришёл к выводу, что что-то примерно такое он уже недавно слышал; тогда Ёжик и напомнил ему о Вальхалле, полностью подходящей под описание их друга.

Ребята начали беспокоиться за Копатыча, ведь Вальхалла — место для мёртвых рыцарей, и совершать такое глупое решение отправиться туда — не вариант даже при сложившейся осенней хандре. Копатыч тем временем оглядел свой дом, проверяя, не забыл ли он что, и попрощался со своим лучшим другом — Лосяшем. Тогда медведь побежал к своей кровати и прыгнул на неё, желая поскорее заснуть. Лось, выходящий из дома своего друга, встретил подходящих к нему Кроша с Ёжиком. Тогда он им объяснил, что, мол, Копатыча не стоит беспокоить: с ним всё в порядке, просто у него началась зимняя спячка, а Вальхалла — медвежий рай — место, в которое он попадает во сне.

После этого Крош с Ёжиком, Пин и Лосяш нежились в тёплом ангаре и размышляли, что такого мог найти Копатыч в Вальхалле. В итоге друзья пришли к выводу, вынесенному Лосяшем, что у каждого есть свой райский уголок и, если им нравится тепло и уют, спокойствие, это не значит, что их другу не может нравиться Вальхалла, полная мёда, веселья и разных историй. Копатыч в это время засыпает, но неожиданно вспоминает, что он забыл убрать инструменты. Тогда медведь просыпается, чтобы дособирать всё.

Врата Вальхаллы

Чтобы войти в Вальхаллу, мёртвые герои должны отпереть врата Вальгринд. Их значение до сих пор не ясно, хотя по логике, они должны запирать Вальхаллу от нежелательных посетителей. В пользу этой теории говорит и то, что одна из скандинавских Эдд ясно говорит о том, что ворота Вальгринд могут отпереть только мёртвые. Запор данных ворот является одним из уникальных артефактов, которые были изготовлены тёмными альвами.

Замок обладает волшебной силой, каждый недостойный его коснуться, при прикосновении к нему будет скован навеки.

Некоторые фольклористы и публицисты Швеции (в частности Виктор Рюдберг) считают, что название ворот Вальхаллы можно перевести как «громко хлопающие». Данное утверждение основано на древнем поверье, которое связывало раскаты грома и открытие ворот Вальгринд в одно целое.

Профилактика

Нелёгкая дорога в Вальхаллу

Дорога в Вальхаллу тяжела и лишь достойные воины найдут её. Не каждый павший в бою воин был достоин войти в Вальгаллу. Туда попадали только лучшие. Часть убитых Валхаллы не достигали, а были «перенаправлены» в Фольквангр к Фрейе, что считалось не таким почётным. Викинги, которым посчастливилось попасть к Одину, становились его личной гвардией (в некоторых источниках их называют ледяными воинами). Для того, чтобы дорога в Вальхаллу привела воина именно к Одину, пасть викинг должен был с оружием в руках. Смертельно раненые воины просили товарищей вложить меч или топор в руки, иначе дорога в Вальхаллу ему не откроется.

Ледяные воины Вальхаллы с утра сражаются друг с другом, пока не останется единственный уцелевший. После этого все павшие воскрешаются, их раны заживают, а отрубленные конечности вырастают вновь. После битвы путь героев лежит в зал Одина, где их встречает сам хозяин Вальхаллы. Там храбрецы пируют до самого вечера, вспоминая свои подвиги и чествуя сегодняшнего победителя. Ночью викинги расходятся по всей Вальхалле, а к ним приходят прелестные девы, которые ублажают их до самого утра. Некоторые считают, что воины, попавшие в свой рай, развлекаются с валькириями, однако ночные красавицы вовсе не являются ими.

https://youtube.com/watch?v=Jg4p_ly0d8Q

Вступление в ряды дружинников Одина могло совершаться несколькими способами:

  1. Хозяин Вальхаллы забирал себе лучших бойцов, причём викинги верили, что Один может специально послать валькирий на поле боя, чтобы те мешали сражаться героям. Если воин внезапно спотыкался или промахивался, это значило, что Один хочет поскорее заполучить его в свои чертоги;
  2. Если воин доживал до старости, он мог покончить жизнь ритуальным самоубийством, повесившись на дубе. Таким образом, он повторял жертвенное самоубийство Одина, который повесился, чтобы постичь мудрость рун;
  3. Самым суровым был третий вариант – мужественная смерть через специфическую казнь, носившую название «кровавый орёл». Если викинг терпел такую казнь без криков и стонов – вход в Вальхаллу для него считался открытым, и он мог рассчитывать на почётное место между ледяными воинами Одина;
  4. Считается, что другого пути в Вальхаллу нет, но существовал ещё один жестокий обычай. Пленным врагам викинги редко давали умереть достойно, но мужественные воины знали, как попасть в Вальхаллу в этом случае. Они просили распороть себе живот и прибить кишки к высокому столбу. Потом храбрец ходил вокруг столба, наматывая кишки на него и насмехаясь над своими врагами. Если он не терял самообладания и мужественно переносил боль, враги сжигали его тело, прося Одина принять к себе доблестного воина.

Владения Одина

Они огромны. Центральное место занимает всё тот же чертог колоссально больших размеров. Только подумайте, он должен вместить всех павших на поле битвы героев от начала сотворения мира! А таких бойцов – миллиарды. Попав в дворец, они рассаживаются за пиршественным столом в соответствии с подвигом, который совершили: чем храбрее проявил себя воин во время битвы, тем его место ближе расположено к трону верховного бога. Кстати, престол, на котором восседает Один, называется Хлидскьяльв, что в переводе означает «утёс, скала». Обычно под этим названием подразумевалась вершина, с которой как на ладони просматриваются все существующие миры.

Зал, в котором отдыхают воины, окружён бурным потоком Тундом. Чтобы попасть на торжество, викингам приходится переходить его вброд. В воде резвится большой змей, который кольцом опоясывает мир людей. Чтобы попасть в небесное царство, павшие воины Вальхаллы преодолевают Биврёст – радужный мост. Бог Один всегда встречал героев, будучи одетым в золотой шлем и вооружённым чудесным копьём, которое всегда попадало в цель.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации